Урфалы Баби и Салако (Salako, 1974)

Салако – фильм 1974 года, снятый режиссёром Атыфом Йылмазом, сценарий написанный Эртемом Эгильмезом и Садыком Шендилом на киностудии Arzu Film. В этом фильме улыбнулась удача Кемаля Сунала сыграть первую главную роль и также привёл Урфалы Баби к широкой аудитории.

Йылмаз Джайрал, более известен как Урфалы Баби начал записывать песни во второй половине 60-х. Сочинял некоторые из своих стихов и делится ими с другими. У него вызвало интерес на музыкальном рынке с его текстами на сазе, безумными формами, голосом давуди и движением хиппи в то время. В 1971 году он сделал большой прорыв с записью «Canan», которую он исполнил с Ezgi Folk Trio. Эта песня стала популярна и у французского дуэта «Diane & David», сделав их в стиле фламенко «с маракасами и гитарой» (Sur Les Quais D’Istanbul – EZGİ PLAK – 45.160)

Когда вы думаете о Урфа Баби, первое, что приходит на ум, это, несомненно, «Canan» и «Salako». Собственно, «Салако» – не первый фильм, в котором он снимался. Баби уже привык к театральной сцене и съемкам кинофильмов. В начале 1970-х годов был назван театр «Sarı Çizmeli Mehmet Ağa» режиссера Али Аваза, в котором были затронуты тогдашние политические события. До этого он уже играл в нескольких фильмах с такими маститами, как Айхан Ышык, Мурат Сойдан, Орхан Гюнширай, Бахар Эрдениз и Фери Джансель.

Персонаж, которого он изобразил в фильме «Салако» – это своего рода реальный прототип. Единственная разница в том, что это и есть Баби, живущий в Стамбуле и курсирует между Плакчылар Чаршыси и Бейоглу. Что такое Баки, так это его ринтность. Он добавляет много красок к фильму своими словами с помощью инструмента саз, своей абдальной ролью в своей жизни и своим повествованием.

Фильм рассказывает о Салако, ставший бандитом в результате совпадений и наконец встретивший свою возлюбленную Эмине. В народной литературе высмеиваются героические мифы о таких героях, как Кизироглу, Кёроглы, Дадалоглу и Кочеро. Наш герой Салако чистый, милый и неповоротливый.

Наряду с титрами, начинает звучать известная всем песня «Salako», эти мелодии – не что иное, как «Canan», о котором мы говорим. Песня была специально адаптирована к фильму. Ситуацию, в которую попадет наш герой Салако, резюмирует Баби:

Salako’nun hünerleri aman aman (2)

Şaşırttı köylüleri

Kabadayı Salako

Hemde çifte yürekli vay vay

Geliyor Salako, Eyvah

Aman Salako, Yaman Salako (2)

Salako’nun şanı şöhreti aman aman(2)

Sardı tüm memleketi,

Kaçırdı Emine’yi,

Duyanlar hayret etti vay vay

Geliyor Salako, Eyvah

Aman Salako, Yaman Salako (2)

Salako’nun namı yürüdü aman aman (2)

Hamido’yu öldürdü

Malları geri verdi,

Köylüleri güldürdü, vay vay

Geliyor Salako, Eyvah

Aman Salako, Yaman Salako (2)

Салако, отчаянно привязанный к дочери аги Эмине, оказался на грани жизни и смерти. Наш герой спасен, но он не может избежать наказания Аги. Несмотря на то, что она не раскрывает цвета в его вопросе, взгляд Эмине показывает, что она осознает эту любовь.

Баби, сидящий в деревенском кафе со своими друзьями, не чувствует себя комфортно, когда видит главного героя :

Salak oğlan kendini asarken çardak çöktü (2)

Emine’siz yaşamam diye gözyaşı döktü (2)

Это «Bizler Kaldık Fukara», выпущенный в 1968 году под лейблом «Aşkın Plak». Он также был адаптирован к фильму.

Имея проблемы с Баби и его друзьями в деревенской кофейне, Салако понимает, что должен сказать Эмине, что любит. Его уговаривают приготовить кастрюлю плов по старинной анатолийской традиции, положить его на крышу дома Эмине и заняться любовью. Готовится плов и делается халай. Сидя на траве, скрестив ноги, Баби инструментально своим инструментом исполняет песню «Süt İçtim Dilim Yandı». Салако, севший на крышу Аги с тарелкой плова, начал церемонию для Эмине, повторяя то, что услышал от Баби:

Elli dirhem kaşarım,

Kız aklına şaşarım,

Kaç senedir Eminem,

Ben peşinden koşarım (2)

Ağa ve karısına yakalanan Salako, gaf üstüne gaf yapar:

Ayna attım tarlaya,

Tarla yüzün parlaya,

Ne zaman gireceğiz, ikimiz bir yatağa (2)

В этой сцене использована мелодия известного поэта Шемси Белли «Anayasso», опубликованного в 1968 году, вышедшего в том же году под тем же названием. Слова тоже были изменены в соответствии с сюжетом фильма.

Салако, сбежавший от стрельбы Решита Аги, упал в дымовую трубу дома и был пойман. Опять же, он не может избежать наказания. Эмине, чье сердце не позволяет бить нашего идиота, возмущена Ага, даже если она хочет помешать своему отцу. Салако комментирует эту ситуацию, что Эмине тоже его любит.

Баби берет в руки саз в деревенской кофейне и по-своему интерпретирует песню «Şeker Oğlan»:

Ağadan kaçan oğlan, dağlardan aşan oğlan (2)

Emine’yi kandırırken, bacadan düşen oğlan

Aman Salak Oğlan, Yandım Salak Oğlan

Салако узнает, что Ага отдаст Эмине торговцу Абузеру. Теперь есть только один путь, чтобы похитить её.

Эмине узнала, что её отдадут Абузеру, уже потеряла сердце из-за Эшкии Хамидо. Относя поднос с его приданым, Салако отправляют домой с «Şirinlik Tepsisi», приготовленным Абузером. Баби сидит в деревенской кофейне и снова поёт «Bizler Kaldık Fukara»

Be Allah’ın kerizi,

Kırdı çürük cevizi,

Hem Emine’yi istiyor,

Hem taşıyor çeyizi

Салако возвращается с дороги к дому с Урфа Баби и его друзьями, чтобы поставить поднос на голову Абузера.

Наша Салако, опираясь на дверь Абузера в исполнении Баби «Misket», храбро бросает поднос на землю. Неизбежный конец – снова бастинадо.

Еще одно произведение Баби из Урфы, которое здесь было переосмыслено для фильма – «Nebahat», выпущенное в 1969 году компанией Türkofon. Мы часто слышим одну и ту же мелодию в интерпретациях песен «Hayriyem» на протяжении 80-х годов.

Мы видим наших двоих в кустах у ручья. Взлетают они в отдельных местах. Салако видит Эмине и подходит к ней. Инструментальная версия заглавной пе ни в медленном темпе идеально подходит для сцены. Мы слышим эту музыку во всех сценах, к которым приблизятся Салако и Эмине до конца фильма. Эмине злится и говорит: «Сегодня вторник, не сегодня, вторник трясется. Вся твоя мужественность будет привязана ко мне», – говорит она.

Поисковая группа, разыскивающая беглецов, окружена Хамидо и его бандитами. В этой сцене он снова играет «Lambaya Püf De» в медленном инструментальном темпе. Эта музыка используется во всех сценах, где будут действовать Хамидо и его приспешники. Прекрасно интерпретирована знаменитая мелодия того времени.

Хамидо узнает Агу, подходит к нему и целует его руку. Тот не верит, что Салако похитил Эмине. Мысли Абузера сосредоточены на Эмине. Абузер, который должен сельскому жителю самому себе, поручает Хамидо ограбить сельского жителя, который прибудет в банк на микроавтобусе.

На следующее утро Салако подходит к Эмине, которая спит в пещере, но ее планы снова терпят неудачу, потому что Среда запутывается в простынях.

Его приспешники ловят Эмине спящей в пещере. Она говорит, что ищет Хамидо, и они все вместе отправляются в путь. Салако заброшено, но все еще следует за Эмине. Ведущие входят в обитель Хамидо. Хамидо находится внутри царства инструментов чэнги. Показывая письмо, которое она получила от Хамидо в поле пять лет назад, Эмине говорит, что сбежала за ним. Хамидо не воспринимает Эмине всерьез. Когда он не мог достичь своей цели, его запирали в комнате, чтобы утром отдать отцу. Салако, которая приходит к Хамидо, хочет Эмине, но ее выгоняют. Он входит в дом с крыши, когда его пугает звук выстрела с нижнего этажа, деревянный пол рушится, и он падает на колени Хамидо. Его снова выгоняют. В этой сцене мы слышим забавную инструментальную интерпретацию. 

Эмине видит Хамидо с крючком из окна комнаты, где она была заперта.  Ее мечты полностью разбиты. В другой попытке Салако случайно входит в комнату Хамидо. Здесь мы слышим еще одну инструментальную версию этой же песни, вступление которой дает ощущение напряжения. Салако неудобно заперся с Эмине.

Хамидо и его приспешники отправились в путь, взяв с собой Эмине и Салако. Бандиты перехватывают фургон с сельским жителем. Воспользовавшись возможностью, она ослабляет веревки, привязанные к руке Салако, зубами, но их ловит Хамидо. Эмине стреляет в Хамидо. Приспешники бросаются к Хамидо, который был застрелен и упал с холма. Ограбленный сельский житель думает, что Салако застрелил Хамидо. С другой стороны, тот бросает с холма чемодан с деньгами, оставленный им, на жителей деревни. Деньги, взятые у них, возвращаются.

Наши герои снова начинают бежать, а люди Хамидо преследуют их. Маршрутка возвращается в село. Увидев тело Хамидо, Абузер и Ага остановились. Плохие новости сообщает им Баби. Крестьянин рассказывает о своем опыте, складывая тысячу к одному, и, таким образом, легенда Салако продолжается. Абузер и Ага возвращаются из деревенского кафе разочарованные. Баби снова берет инструмент, и сельский житель сопровождает его, хлопая в ладоши:

Salako’nun hünerleri aman aman (2)

Şaşırtır köylüleri

Kabadayı Salako

Hemde çifte yürekli vay vay

Geliyor Salako, Eyvah

Aman Salako, Yandım Salako (2)

Эмине и Салако, пересекая горы и холмы, спускаются к берегу реки. В один день – четверг, а четверг убогий, короче, он еще раз убежден, на пятницу ничего не осталось.

Абузер и Ага собирают своих людей и снова идут за ними. Салако собирает груши, а Эмине сидит на лугу и ест их. Хамидо, Тилки Селим, входит в кадр позади Эмине. Салако снова неуклюже падает на него с грушевого дерева.

Беглецы оказываются между людьми Хамидо и людьми Аги. Бежать некуда и они между двух огней. Тем временем они находят огромную дыру посередине с обеих сторон и укрываются. Обе стороны, которые продолжают стрелять, не видя друг друга, прекращают огонь и уходят. Эмине и Салако снова выживают. В деревенской кофейне мы слушаем Баби и его друзей:

Helal olsun Salako, eşkiyayı yıldırdı,

Ağa’nın adamları altlarına doldurdu,

Ağa’nın adamları donlarına doldurdu

Эти строчки также сопровождаются мелодией «Bizler Kaldık Fukara».

Они едут в город, чтобы обменять золото на Эмине. Горожане внезапно видят перед собой Салако, которая фигурирует в новостях.

Новость зачитывается Салако, указывается путь Зарраба. Салако, который хочет обменять свое золото, не может понять деньги, данные Саррафом, который его боится. Наш герой покупает еду в продуктовом магазине и ткань в магазине тканей. Руки парикмахера дрожат, когда он бреется. С дарами и лошадью он возвращается в пещеру, где останавливался.

Приспешники Аги стоят перед пещерой, они тихонько входят, ловят Эмине и связывают ее. Селим пытается похитить Эмине в пещере. Услышав голоса, Салако наблюдает за ними из щели наверху пещеры. Она говорит ему, что Салако – ничто, что когда был младенцем много лет назад, что его отец пытался отдать Абузеру, что она солгала Салако, что она взяла его с собой, чтобы отвезти её в Хамидо, что ведь он отступник. Он говорит, что не мог вернуться домой, потому что боялся отца. Эти слова не могут остановить Селима. Наш неуклюжий герой, упавший на него через дыру наверху пещеры, таким образом спасает Эмине. Та выходит из ямы. Придя в себя, Тилки Селим начинает выбегать из пещеры, и его друзья принимают его за Салако. Судьба остальных такая же, тот, кто видит, превращается в демона.

Эмине бросается к нашему герою, но, поскольку Салако узнала правду, у нее больше нет сердца. Он бьет её в лицо тому, что он слышал, оставляет вещи, которые он собрал, и оставляет ту. Теперь его единственный друг – Вельвет.

Ага, Абузер и их люди в одиночку захватывают брошенную Эмине. Ага бьёт свою дочь Эмине.  Но той больно и говорит, что рука Салако не касалась её. Он снова выпускает своих людей на Салако.

Когда его окружают, он начинает бежать. Он падает со скалы и приземляется на комбайн. Таким образом, он легко устраняет людей аги, которые идут до него. Эмине, Абузер и Ага, дыша перед соломой, не могут избежать гнева Салако. Тот не может остановить комбайн.  Трио, прикрепленное к комбайну, перетаскивается. Когда машина на мгновение останавливается, они начинают бежать изо всех сил, но не могут снова остановить комбайн, и он начинает преследовать тех, кто от него убегает. Абузер и Ага умоляют Салако, они готовы лечь спать, чтобы спасти свои жизни. Комбайн врезается в сарай и останавливается.

Теперь очередь нашего героя. Он мстит за все, что он пострадал, повредив подошвы Аги и ступни Абузера. Ага предлагает сначала нашему герою деньги, а потом его дочь, но он никуда не уходит.

Люди приходят в сад Аги. Однако наш герой с разбитым сердцем покидает всех, как будто хочет забыть все, что он прожил. Эмине идёт за Салако с винтовкой, которую она схватила, и влюбляется в него, но его больше нет. Эмине говорит: «Возвращайся домой», «забери меня», она больше туда не ходит. «Бей меня, если злишься», – говорит он. Наш Салако идет своим путем, а Эмине стреляет в него.

Эмине приставляет пистолет к спине Салако и похищает его. Теперь единственный выход для неё – побыть в одиночестве с ним. Он входит в яму и вынужден раздеваться.

Последнее слово за Баби:

‘’Салако простак или мы тупица? Мы надеемся на сына Салако. Глупый парень оказался у нас хитрым. Вместо того, чтобы собраться вместе и отстаивать свои права, этот идиотский сельский житель всегда ищет помощи у невозможных людей: легенда о Хамидо, легенда о Салако. Всегда ли так будет? Салако исполнил свое желание, пойдем снова в бочку с иголками, тщеславный’’.

Salako’nun hünerleri aman aman (2)

Şaşırttı köylüleri

Kabadayı Salako

Hemde çifte yürekli vay vay

Geliyor Salako, Eyvah

Aman Salako, Yaman Salako (2)

Салако и Эмине слышат голоса, высовываются из ямы и улыбаются. Фильм заканчивается хэппи-эндом. Такова история Салако, ставший бандитом, не выпустив ни единой пули. Публика довольна. Салако воссоединился с Эмине.

Компания Arzu Film недавно загрузил в Интернет весь фильм и разместил фотографии в высоком разрешении.

Повтор фильма – хороший повод почтить память уважаемого артиста Йылмаза Джайрал-Урфалы Баби, скончавшиеся четверть века назад. Мы надеемся, что это важнейшее произведение, документ, который мы смотрели, Урфали Баби всегда будет защищён.

Автор: Сабахаттин Бильгич – Yazan: Sabahattin Bilgiç

Перевод: Анна Ярвинен – Çevirmi: Anna Järvinen

Orj link: https://sinematikyesilcam.com/2017/06/urfali-babi-salako/

Bir yanıt yazın

E-posta adresiniz yayınlanmayacak. Gerekli alanlar * ile işaretlenmişlerdir